Россияне готовы терпеть слежку на рабочем месте ради высокой зарплаты

По закону, работодатель может следить за сотрудниками на рабочем месте. Для чего это нужно, как к этому относятся сами сотрудники и какие способы слежки используются в отечественных и международных компаниях? Kelly Services провела масштабное исследование на тему «Слежка на рабочем месте», в котором приняли участие более 3000 респондентов со всей России.

Опрос Kelly собрал профессионалов разных отраслей, в числе которых IT, товары народного потребления, фармацевтика и медицина, розничная торговля и пр. (Рис. 1). Практически половина респондентов работает в международных компаниях. Больше половины опрошенных – опытные специалисты. Свыше 75% работают в столицах (Москва и область – 52,6%, С.-Петербург и область – 21,7 %).

2bf0468adeab342956811c476f327cc7.png

ОТНОШЕНИЕ К СЛЕЖКЕ

Главный вопрос исследования: «Как вы относитесь к слежке на рабочем месте?».Подавляющее большинство (68%) воспринимают её негативно, 26% этот аспект работы безразличен, и лишь 6% оказались не против того, чтобы за ними следили.

Слежка негативно влияет на эффективность работы, считает большинство опрошенных. 39% респондентов отметили связь между слежкой и плохой работоспособностью. Практически столько же (38%) считают, что увеличение или уменьшение продуктивности работы из-за слежки зависит от личности сотрудника. Лишь 7% опрошенных верят, что слежка помогает повысить работоспособность.

По мнению респондентов, не помогает слежка и дисциплине на рабочем месте. 49% указали, что связь слежки с поведением на работе зависит от человека. 16% уверены, что слежка никак не влияет на дисциплину, а 19% отметили ее ухудшение из-за наблюдения за сотрудниками. Только 16% респондентов считают, что слежка поможет начальству добиться хорошей дисциплины в коллективе.

В опросе респондентам предложили представить себя на месте начальства: готовы ли они сами отслеживать действия других сотрудников? 59% опрашиваемых отказались от этой идеи, так как осознают минусы слежки. 18% не смогли ответить на этот вопрос. Только 23%было бы интересно этим заняться.

МЕТОДЫ СЛЕЖКИ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

Несмотря на то что подавляющее большинство негативно относится к слежке на работе, 30% респондентов не знают, следят ли за ними.

Только 28% заявили, что в их компании за сотрудниками не следят. У остальных 42% начальство контролирует действия на работе.

Видеонаблюдение – самый популярный и простой способ организовать слежку. Кроме того, длительность рабочего дня сотрудника регулируют с помощью учетно-пропускной системы. У 28,7% респондентов на работе следят, на какие сайты заходят работники. Почти у такого же количества начальство контролирует телефонные звонки и переписку. Местонахождение 14% респондентов в рабочее время отслеживают с помощью GPS.

6011a1cd7aa5679c9594b80b2c8b1973.png

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА СЛЕЖКА?

Зачем работодателю следить за работой коллектива? 49% считают, что использование слежки оправданно, если компания хочет предотвратить утечку информации и финансовые потери (40%). Почти половина (41%) считает, что таким образом работодатель заботится о своих сотрудниках и обеспечивает их безопасность. Только 5,9% респондентов указали, что слежка необходима, чтобы мотивировать персонал.

e9532d41249147bd8df981c791dc784b.png

«Компании не следят за своими сотрудниками, компании следят за своей интеллектуальной собственностью и корпоративными данными. Основной фокус направлен на защиту персональных данных и на корпоративные документы (ноу-хау). Слежка за утечкой критичных данных осуществляется с помощью различных технических средств, которые позволяют охватить все варианты (телефон, фото/видео, почта, съемные носители и т. д.), таким образом отдел безопасности контролирует все пути передачи и хранения данных. Отдел безопасности не заинтересован в прочтении личных данных, но каждый сотрудник должен понимать, что личную переписку необходимо осуществлять с личных устройств. Также набирают популярность автоматизированные системы по оценке продуктивности или корректности общения с клиентами, системы, основанные на машинном обучении и искусственном интеллекте. Такие системы не дают просмотреть личную информацию, все данные обезличены, а бизнесу предоставляются инструменты для принятия решения. Таким образом, если следовать простым правилам: внимательно прочитать политику использования ИТ-систем и политику о работе с вашими персональными данными, а также использовать личные устройства для важных персональных коммуникаций и данных, –  то можно не беспокоиться о слежке», – комментирует Андрей Бахуров, директор по информационным технологиям Kelly Services Россия.

СЛЕЖКА И МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ

Несмотря на то, что многим опрашиваемым все-таки мешает слежка и они отмечают снижение дисциплины и работоспособности, избежать ее пытались лишь 27% респондентов. Какие преимущества работы для сотрудников оказались важнее, чем факт слежки?

Высокая зарплата – главное, почему специалисты готовы мириться со слежкой: этот ответ выбрали 70%. 54,3% отметили, что лояльно отнесутся к наблюдению за сотрудниками, если работа будет действительно интересной (54,3%). Для 29% слежка оправдана на удалённой работе: они понимают, что так начальство отслеживает эффективность рабочего процесса.

Информация об исследовании

Данные исследования являются результатом опроса «Слежка на рабочем месте», проведенного российским подразделением Kelly в феврале 2019 года.

В опросе приняли участие 3334 работника.Пол: мужчины – 52%, женщины – 48%; Возраст: 18–25 лет – 42%, 26–33 лет – 28%, 34–45 лет – 23%, более 45 лет – 7%.География: Москва/МО – 52,6%, С.-Петербург и область – 21,7%, Приволжский ФО – 7,8%, ЦФО – 4,6%, ЮФО – 3,4%, УФО – 3,3%, Сибирский ФО – 9,9%, Северо-Западный ФО – 1,5%, Дальневосточный ФО – 1,5%, Северокавказский ФО – 0,5%, Крым – 0,3%.Образование: высшее – 60%, среднее – 12%, несколько высших – 12%, неоконченное высшее – 10%, высшее + ученая степень – 4%, высшее + МВА – 2%.Проф. уровень: 56% – опытный специалист, 19% – начинающий специалист, 15% – линейный специалист, 7% – руководитель высшего звена, 3% – без опыта работы.  

Россияне готовы терпеть слежку на рабочем месте ради высокой зарплаты

По закону, работодатель может следить за сотрудниками на рабочем месте. Для чего это нужно, как к этому относятся сами сотрудники и какие способы слежки используются в отечественных и международных компаниях? Kelly Services провела масштабное исследование на тему «Слежка на рабочем месте», в котором приняли участие более 3000 респондентов со всей России.

Опрос Kelly собрал профессионалов разных отраслей, в числе которых IT, товары народного потребления, фармацевтика и медицина, розничная торговля и пр. (Рис. 1). Практически половина респондентов работает в международных компаниях. Больше половины опрошенных – опытные специалисты. Свыше 75% работают в столицах (Москва и область – 52,6%, С.-Петербург и область – 21,7 %).

2bf0468adeab342956811c476f327cc7.png

ОТНОШЕНИЕ К СЛЕЖКЕ

Главный вопрос исследования: «Как вы относитесь к слежке на рабочем месте?».Подавляющее большинство (68%) воспринимают её негативно, 26% этот аспект работы безразличен, и лишь 6% оказались не против того, чтобы за ними следили.

Слежка негативно влияет на эффективность работы, считает большинство опрошенных. 39% респондентов отметили связь между слежкой и плохой работоспособностью. Практически столько же (38%) считают, что увеличение или уменьшение продуктивности работы из-за слежки зависит от личности сотрудника. Лишь 7% опрошенных верят, что слежка помогает повысить работоспособность.

По мнению респондентов, не помогает слежка и дисциплине на рабочем месте. 49% указали, что связь слежки с поведением на работе зависит от человека. 16% уверены, что слежка никак не влияет на дисциплину, а 19% отметили ее ухудшение из-за наблюдения за сотрудниками. Только 16% респондентов считают, что слежка поможет начальству добиться хорошей дисциплины в коллективе.

В опросе респондентам предложили представить себя на месте начальства: готовы ли они сами отслеживать действия других сотрудников? 59% опрашиваемых отказались от этой идеи, так как осознают минусы слежки. 18% не смогли ответить на этот вопрос. Только 23%было бы интересно этим заняться.

МЕТОДЫ СЛЕЖКИ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

Несмотря на то что подавляющее большинство негативно относится к слежке на работе, 30% респондентов не знают, следят ли за ними.

Только 28% заявили, что в их компании за сотрудниками не следят. У остальных 42% начальство контролирует действия на работе.

Видеонаблюдение – самый популярный и простой способ организовать слежку. Кроме того, длительность рабочего дня сотрудника регулируют с помощью учетно-пропускной системы. У 28,7% респондентов на работе следят, на какие сайты заходят работники. Почти у такого же количества начальство контролирует телефонные звонки и переписку. Местонахождение 14% респондентов в рабочее время отслеживают с помощью GPS.

6011a1cd7aa5679c9594b80b2c8b1973.png

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА СЛЕЖКА?

Зачем работодателю следить за работой коллектива? 49% считают, что использование слежки оправданно, если компания хочет предотвратить утечку информации и финансовые потери (40%). Почти половина (41%) считает, что таким образом работодатель заботится о своих сотрудниках и обеспечивает их безопасность. Только 5,9% респондентов указали, что слежка необходима, чтобы мотивировать персонал.

e9532d41249147bd8df981c791dc784b.png

«Компании не следят за своими сотрудниками, компании следят за своей интеллектуальной собственностью и корпоративными данными. Основной фокус направлен на защиту персональных данных и на корпоративные документы (ноу-хау). Слежка за утечкой критичных данных осуществляется с помощью различных технических средств, которые позволяют охватить все варианты (телефон, фото/видео, почта, съемные носители и т. д.), таким образом отдел безопасности контролирует все пути передачи и хранения данных. Отдел безопасности не заинтересован в прочтении личных данных, но каждый сотрудник должен понимать, что личную переписку необходимо осуществлять с личных устройств. Также набирают популярность автоматизированные системы по оценке продуктивности или корректности общения с клиентами, системы, основанные на машинном обучении и искусственном интеллекте. Такие системы не дают просмотреть личную информацию, все данные обезличены, а бизнесу предоставляются инструменты для принятия решения. Таким образом, если следовать простым правилам: внимательно прочитать политику использования ИТ-систем и политику о работе с вашими персональными данными, а также использовать личные устройства для важных персональных коммуникаций и данных, –  то можно не беспокоиться о слежке», – комментирует Андрей Бахуров, директор по информационным технологиям Kelly Services Россия.

СЛЕЖКА И МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ

Несмотря на то, что многим опрашиваемым все-таки мешает слежка и они отмечают снижение дисциплины и работоспособности, избежать ее пытались лишь 27% респондентов. Какие преимущества работы для сотрудников оказались важнее, чем факт слежки?

Высокая зарплата – главное, почему специалисты готовы мириться со слежкой: этот ответ выбрали 70%. 54,3% отметили, что лояльно отнесутся к наблюдению за сотрудниками, если работа будет действительно интересной (54,3%). Для 29% слежка оправдана на удалённой работе: они понимают, что так начальство отслеживает эффективность рабочего процесса.

Информация об исследовании

Данные исследования являются результатом опроса «Слежка на рабочем месте», проведенного российским подразделением Kelly в феврале 2019 года.

В опросе приняли участие 3334 работника.Пол: мужчины – 52%, женщины – 48%; Возраст: 18–25 лет – 42%, 26–33 лет – 28%, 34–45 лет – 23%, более 45 лет – 7%.География: Москва/МО – 52,6%, С.-Петербург и область – 21,7%, Приволжский ФО – 7,8%, ЦФО – 4,6%, ЮФО – 3,4%, УФО – 3,3%, Сибирский ФО – 9,9%, Северо-Западный ФО – 1,5%, Дальневосточный ФО – 1,5%, Северокавказский ФО – 0,5%, Крым – 0,3%.Образование: высшее – 60%, среднее – 12%, несколько высших – 12%, неоконченное высшее – 10%, высшее + ученая степень – 4%, высшее + МВА – 2%.Проф. уровень: 56% – опытный специалист, 19% – начинающий специалист, 15% – линейный специалист, 7% – руководитель высшего звена, 3% – без опыта работы.