Законопроект, регулирующий предоставление персонала, принят в третьем чтении

22 апреля 2014 г. Государственная Дума приняла во втором (повторно) и третьем чтении законопроект, касающийся вопросов, связанных с предоставлением персонала. С одной стороны,  законопроект,  вводит запрет на заемный труд, а именно те формы предоставления работников, которые использовались исключительно для ущемления прав работников и применения схем минимизации и ухода от уплаты налогов и страховых взносов. С другой стороны, законопроект легализует отношения, связанные с предоставлением временного труда работников между частными агентствами занятости (ЧАЗ) и предприятиями с определенными ограничениями.

Закон закрепил основания для предоставления труда работников предприятиям. К таким основаниям относятся: увеличение объёма производства или объёма оказываемых услуг сроком до 9 месяцев, замена временно отсутствующих штатных работников компаний, а также возможность предоставления без ограничений по срокам  работников из социально незащищённых категорий граждан. При этом запрещено будет предоставлять персонал для работы в период забастовок, для работы во вредных условиях, на опасных объектах.

Закон предусматривает обязанность агентств занятости уплачивать страховые взносы на страхование от несчастных случаев в зависимости от класса профессионального риска предприятия, на которое направляется работник. «Среди положительных нововведений – установление критериев для агентств по предоставлению персонала: введение повышенного (1 миллион) уставного капитала позволит гарантировать выплаты как заработных плат, так и платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, а аккредитация гарантирует добросовестность компаний на этом рынке и даст дополнительные гарантии для работников» - комментирует Наталья Мосунова, руководитель юридической службы Adecco Group Russia.

Закон исключает возможность предоставления труда работников теми компаниями, которые использовали «серые» схемы предоставления персонала: в области оформления работников, а также в области ухода от уплаты налогов и страховых взносов. Введены критерии аккредитации агентств занятости, что означает невозможность работы так называемых компаний-однодневок.

«Принятие законопроекта о предоставлении временного труда работников, сделает его применение прозрачным и цивилизованным. Фактически, нанесен удар по недобросовестному предоставлению персонала — черным и серым схемам, когда работнику не предоставляются гарантии зарплаты и соцзащиты», — отметила Екатерина Горохова, генеральный директор Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ) и генеральный директор Kelly Services.
Работа над законопроектом велась в течение трёх с половиной лет: представители профсоюзов настаивали на  «запрете заемного труда», тогда как работодатели и  ЧАЗ — на официальном регулировании временного труда работников.

Предоставление труда работников, как форма трудовых отношений, существует в мире уже более 70 лет и признается и поддерживается Европейским Союзом  (см. Директиву ЕС № 2008\104\ЕС о временном трудоустройстве посредством частных агентств занятости) и Международной Организацией Труда (МОТ) в конвенции № 181 о частных агентствах занятости.

Широкое использование предоставления временного персонала, как в странах Европы, так и по всему миру за последние десятилетия свидетельствует о том, что данная форма трудовых отношений выгодна и государству, и работникам, и предприятиям.

В России предоставление труда работников (персонала) стало активно развиваться в период кризиса 1998 года. По данным CIETT (Международной конфедерации частных агентств занятости), доля временных работников в странах, где подобная форма труда легализована, составляет 2-4% от общего количества занятого населения. То есть в России, количество сотрудников практикующих такую форму занятости легально может быть значительно выше, за счет выведения из теневой сферы занятости наименее защищенного класса работников и будет способствовать уменьшению безработицы. Это не только  позволит государству вывести из теневой сферы занятости наименее защищенный класс работников, но и будет способствовать уменьшению безработицы. «Часть положений нового закона соответствуют европейским подходам, где эта услуга более развита. Например, обязанность принимающей стороны обеспечивать нормальные условия труда, ограничения для компаний-банкротов, сама модель договора по предоставлению персонала» — комментирует Наталья Мосунова, руководитель юридической службы Adecco Group Russia.

«В дальнейшем, нам будет легче добиться смягчения законодательства на цивилизованном рынке путем поправок к действующему законодательству. К примеру, предоставлять персонал не на девять месяцев, а на полтора-два года, как, скажем, в Польше и Нидерландах, — отметила Екатерина Горохова, Председатель Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ) и ген.директор рекрутинговой компании Kelly Services. — Создание гибких механизмов расширения штата в конечном счете будет обеспечивать гибкость реагирования экономики на возможные вызовы».

Законопроект, регулирующий предоставление персонала, принят в третьем чтении

22 апреля 2014 г. Государственная Дума приняла во втором (повторно) и третьем чтении законопроект, касающийся вопросов, связанных с предоставлением персонала. С одной стороны,  законопроект,  вводит запрет на заемный труд, а именно те формы предоставления работников, которые использовались исключительно для ущемления прав работников и применения схем минимизации и ухода от уплаты налогов и страховых взносов. С другой стороны, законопроект легализует отношения, связанные с предоставлением временного труда работников между частными агентствами занятости (ЧАЗ) и предприятиями с определенными ограничениями.

Закон закрепил основания для предоставления труда работников предприятиям. К таким основаниям относятся: увеличение объёма производства или объёма оказываемых услуг сроком до 9 месяцев, замена временно отсутствующих штатных работников компаний, а также возможность предоставления без ограничений по срокам  работников из социально незащищённых категорий граждан. При этом запрещено будет предоставлять персонал для работы в период забастовок, для работы во вредных условиях, на опасных объектах.

Закон предусматривает обязанность агентств занятости уплачивать страховые взносы на страхование от несчастных случаев в зависимости от класса профессионального риска предприятия, на которое направляется работник. «Среди положительных нововведений – установление критериев для агентств по предоставлению персонала: введение повышенного (1 миллион) уставного капитала позволит гарантировать выплаты как заработных плат, так и платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, а аккредитация гарантирует добросовестность компаний на этом рынке и даст дополнительные гарантии для работников» - комментирует Наталья Мосунова, руководитель юридической службы Adecco Group Russia.

Закон исключает возможность предоставления труда работников теми компаниями, которые использовали «серые» схемы предоставления персонала: в области оформления работников, а также в области ухода от уплаты налогов и страховых взносов. Введены критерии аккредитации агентств занятости, что означает невозможность работы так называемых компаний-однодневок.

«Принятие законопроекта о предоставлении временного труда работников, сделает его применение прозрачным и цивилизованным. Фактически, нанесен удар по недобросовестному предоставлению персонала — черным и серым схемам, когда работнику не предоставляются гарантии зарплаты и соцзащиты», — отметила Екатерина Горохова, генеральный директор Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ) и генеральный директор Kelly Services.
Работа над законопроектом велась в течение трёх с половиной лет: представители профсоюзов настаивали на  «запрете заемного труда», тогда как работодатели и  ЧАЗ — на официальном регулировании временного труда работников.

Предоставление труда работников, как форма трудовых отношений, существует в мире уже более 70 лет и признается и поддерживается Европейским Союзом  (см. Директиву ЕС № 2008\104\ЕС о временном трудоустройстве посредством частных агентств занятости) и Международной Организацией Труда (МОТ) в конвенции № 181 о частных агентствах занятости.

Широкое использование предоставления временного персонала, как в странах Европы, так и по всему миру за последние десятилетия свидетельствует о том, что данная форма трудовых отношений выгодна и государству, и работникам, и предприятиям.

В России предоставление труда работников (персонала) стало активно развиваться в период кризиса 1998 года. По данным CIETT (Международной конфедерации частных агентств занятости), доля временных работников в странах, где подобная форма труда легализована, составляет 2-4% от общего количества занятого населения. То есть в России, количество сотрудников практикующих такую форму занятости легально может быть значительно выше, за счет выведения из теневой сферы занятости наименее защищенного класса работников и будет способствовать уменьшению безработицы. Это не только  позволит государству вывести из теневой сферы занятости наименее защищенный класс работников, но и будет способствовать уменьшению безработицы. «Часть положений нового закона соответствуют европейским подходам, где эта услуга более развита. Например, обязанность принимающей стороны обеспечивать нормальные условия труда, ограничения для компаний-банкротов, сама модель договора по предоставлению персонала» — комментирует Наталья Мосунова, руководитель юридической службы Adecco Group Russia.

«В дальнейшем, нам будет легче добиться смягчения законодательства на цивилизованном рынке путем поправок к действующему законодательству. К примеру, предоставлять персонал не на девять месяцев, а на полтора-два года, как, скажем, в Польше и Нидерландах, — отметила Екатерина Горохова, Председатель Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ) и ген.директор рекрутинговой компании Kelly Services. — Создание гибких механизмов расширения штата в конечном счете будет обеспечивать гибкость реагирования экономики на возможные вызовы».