УЧАСТНИКИ

Adecco Ancor
kelly Manpower

В 2018 году соискатели снизили требования к заработной плате и стали больше интересоваться рабочей атмосферой

22.01.2019

Международное рекрутинговое агентство Kelly Services уже в 12-й раз исследовало отношение российских соискателей к работе, их ожидания и предпочтения при выборе работодателя. Результаты исследования «Мотивация персонала — 2018» показали, что для россиян важна возможность обучения, комфортная атмосфера и репутация работодателя, а удержать от перехода в другую компанию работника может повышение зарплаты.

В опросе участвовали мужчины (52%) и женщины (48%) из разных регионов РФ, большинство — из Москвы (47%) и Санкт-Петербурга (23%), а также их областей. Большинство из них получили высшее (64%) или несколько высших (14%) образований и относят себя к опытным специалистам (53%). Другая половина опрошенных — это соискатели без опыта работы (3%), начинающие специалисты (19%), линейные руководители (16%) и руководители высшего звена (9%). По сравнению с 2017 годом, работающих среди респондентов стало меньше (84% в 2018 г., 91% в 2017 г.), новое место ищут примерно столько же (64% в 2018 г., 66% в 2017 г.).
Где хотят работать соискатели из России? Абсолютное большинство опрошенных (74%) мечтают о работе в международных компаниях, их сотрудниками являются 41% респондентов. Только 15% хотят попасть в отечественные частные компании, на момент опроса в них трудится почти половина опрошенных — 48%. Государственные бизнес-компании в России привлекательны лишь для 7% респондентов, столько же и работает там. Самый низкий результат у российских государственных госструктур: в административных органах и органах власти трудятся 4%, хотят остаться или перейти на такую работу 5% соискателей. (Рис. 1.)

220119-1.png

Самой привлекательной сферой деятельности россияне считают IT и телекоммуникации (18%), из опрошенных там трудится 14%. Больше всего респондентов работает с товарами народного потребления, но привлекательной эту сферу считают лишь 12%. Третье место по популярности разделили медицина и консалтинг: по 10% опрошенных указали их как желаемые отрасли. В розничной торговле работает 11% соискателей, но остаться там или перейти в эту отрасль готовы только 5%. Чуть больше десятой части опрошенных (12%) на момент исследования работали в отрасли транспорта и логистики, и 9% хотят там работать. Не очень популярны у российских соискателей инвестиции и страхование (в финансовой отрасли работает 7%, хочет работать 8%), а также строительство (по 7%). Интересен разрыв между действительным и желаемым в сфере искусств и развлечений: там работает 2% опрошенных, а хочет работать 9%. Непопулярными среди респондентов оказались следующие отрасли: электроника и электротехника (работает 5%, хочет работать 3%); туризм, ресторанный и гостиничный бизнесы (2% и 4%); архитектура и дизайн (4% и 2%); некоммерческие организации и образование (2% и 3%). Меньше всего опрошенных (всего 1%) хочет работать в спортивных клубах и салонах красоты, сейчас в этой отрасли трудится 2%.

При выборе работодателя соискатели по-прежнему прежде всего обращают внимание на зарплату и соцпакет: 68% указали это как главный мотивационный фактор. Однако это меньше, чем в 2017 году, когда этот показатель составлял 72%. В то же время соискатели уделяют больше внимания комфортной атмосфере: в прошлом году этот вариант ответа отметили 35%, в этом — 39%. Замыкают тройку лидеров возможности карьерного роста (36%), этот показатель практически не изменился с прошлого года (34%). (Рис. 2.)

«Мы видим, что ценность HR-бренда растет. Людям важно не просто получать деньги, а ходить на ту работу, которая им нравится, — на второе место по значимости после зарплаты выходит комфортная, душевная атмосфера в коллективе. Этим можно объяснить, почему соискателей все больше интересует репутация работодателя: они хотят заранее узнать, на какие условия труда они идут, будут ли они счастливы на новой работе, не будет ли постоянного стресса и авралов, конфликтов с начальством и другими отделами. Развитие бренда работодателя поможет не только привлечь и удержать талантливых специалистов, но и повысить эффективность работы», — комментирует Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services.

220119-2.png

Среди дополнительных мотивирующих факторов соискатели выделили возможность корпоративного обучения (50%). 42% признались в тщеславии: им важно, чтобы их успехи оценивались публично. 33% респондентов хотят отмечать корпоративные праздники, — можно предположить, что это связано с запросом на комфортную атмосферу в коллективе.

Что касается соцпакета, его самыми важными параметрами для российских соискателей стали ДМС (важно для 66%), корпоративное обучение (53%) и компенсация питания (36%).

Работодателям стоит заботиться о своей репутации: 92% респондентов указали, что учитывают ее при поиске нового места работы. Информацию о компании соискатели ищут в основном на специализированных сайтах по поиску работы (80%) и официальном сайте работодателя (55%). 43% собирают отзывы коллег и знакомых; в прошлом году этот показатель был выше — 51%.

Ради высокой заработной платы, корпоративных тренингов и других преимуществ соискатели готовы мириться с рядом негативных моментов. В первую очередь, это рутинная работа: к ней спокойно относятся 48% (в 2017-м почти столько же — 46%). Меньше людей готовы к регулярным переработкам: в прошлом году этот пункт отметили 40% респондентов, в этом году только 32%. Невозможность продвинуться по карьерной лестнице приемлема для 23% соискателей (в прошлом году для 30%). А вот с чем работники не хотят мириться — это плохие условия труда (на них согласны только 5%) и конфликты с коллегами (8%). 16% не согласны ни на один из этих минусов, независимо от уровня заработной платы.

Высокая заработная плата поможет не только привлечь нового работника, но и удержать старого: 67% признались, что передумают уходить из компании, если им повысят зарплату. 32% готовы остаться ради новых интересных задач и возможности работы за рубежом. Уменьшение рабочей нагрузки принципиально лишь для 12% опрошенных. 13% указали, что их решение уйти из компании не изменит ни один из этих факторов.
Готовы ли компании в России мотивировать персонал? Мнения разделились примерно поровну. 27% респондентов считают, что их работодатель позаботился о четкой системе мотивации сотрудников, а 21% опрошенных периодически участвует в соответствующих программах. В то же время 22% ответили, что в их компании не уделяется внимания мотивации персонала, а 30% недовольны тем, что мотивирует работодатель только на словах.

Интересно отношение российских соискателей к открытию собственного дела. 41% заявили, что планируют открыть свой бизнес в будущем, однако, отвечая на вопрос о предпочтительном виде занятости, только 33% указали, что хотят заниматься своим делом, большинство (67%) предпочтут корпоративное трудоустройство. У 74% нет опыта ведения собственного бизнеса, 37% из них хотели бы попробовать. Перспективными респонденты видят такие сферы, как IT и телекоммуникации (29%), профессиональные услуги и консалтинг (12%), розничная торговля (10%). Самыми непопулярными областями для бизнес-проектов среди опрошенных стали финансы/инвестиции/страхование, электротехника и архитектура/дизайн (по 2%).

Информация об исследовании:
Данные исследования являются результатом исследования Kelly Services «Мотивация персонала — 2018», проведенного в июне—июле 2018 года.
В опросе приняли участие более 1000 респондентов из России.
Пол: мужчины — 52%, женщины — 48%.
Возраст: 18–25 лет — 23%, 26–33 года — 40%, 34–45 лет — 29%, более 45 лет — 8%.
География: Москва и область — 47%, Санкт-Петербург и область — 23%, Приволжский федеральный округ — 9%, Центральный ФО (помимо Москвы и МО) — 7%, Сибирский ФО — 4%, Южный ФО — 4%, Уральский ФО — 3%, Дальневосточный ФО — 2%, Северо-Западный ФО (Кроме С.-Петербурга и ЛО) — 1%, Северо-Кавказский ФО — 1%.
Образование: высшее — 64%, несколько высших — 14%, незаконченное высшее — 10%, среднее — 9%, кандидат наук — 2%, MBA — 1%, доктор наук — 1%.
Профессиональный уровень: опытные специалисты — 53%, начинающие специалисты — 19%, линейные руководители — 16%, руководители высшего звена — 9%, без опыта работы (начальный уровень) — 3%.

Возврат к списку

Ассоциация частных
агентств занятости,
© 2011